Крест летных заслуг – Distinguished Flying Cross (DFC)

Крест летных заслугЛётный крест США «За заслуги» учрежден 2 июля 1926 года.

Награждаются военнослужащие, совершившие героический поступок, проявившие особое мужество или за выдающиеся достижения во время воздушного полета. При награждении за героизм, его проявления обязаны включать добровольные действия перед лицом опасности и существенно превосходить действия, совершенные другими участниками аналогичных полетов. При награждении за выдающиеся заслуги, действия награждаемого должны привести к достижениям столь исключительным и выдающимся, которые определенно выделяют его либо её среди товарищей или других лиц, действующих в аналогичных условиях. Длительная боевая служба против вооруженного противника при награждении не учитывается. С 30 июля 1937 года Береговой охране США разрешено награждать Крестом Лётных заслуг своих военнослужащих (ранее военнослужащие Береговой охраны имели возможность им награждаться исключительно «за службу совместно с военными либо военно-морскими силами»). Возможно награждение солдат и офицеров государств союзников.

Изготавливается из бронзы. Высота и ширина медальона – 43 мм. Выполнен в виде равностороннего креста с расширяющимися лучами, поверх которого наложен четырех-лопастный пропеллер, выступающий своими краями за область самого креста. Из центра в промежутках между сторонами креста расходятся лучи славы, образующие квадрат. Реверс гладкий, на нем гравируется имя награждаемого, иногда только дата награждения.

Аверс и реверс креста летных заслуг.

Аверс и реверс креста летных заслуг.

При помощи прямоугольной пряжки с закругленными краями крепится к колодке, к которой прикреплена муаровая лента синего цвета с белыми полосами по бокам и красной полосой с белой окантовкой в центре.

Авторы дизайна – Директор института геральдики армии США Артур Дюбуа (Arthur E. DuBois) и сотрудник института геральдики Элизабет Вилл (Elizabeth Will).

Значок награды с изображением ленты медали для ношения на гражданской одежде.

Значок награды с изображением ленты медали для ношения на гражданской одежде.

Первоначально Лётным крестом «За заслуги» награждались лица, устанавливавшие рекорды по высоте и дальности полётов.

Дважды ГСС генерал-майор авиации Ворожейкин Арсений Васильевич (1912—2001). Один из наиболее результативных асов советской истребительной авиации, около 400 боевых вылетов, лично сбито 52 самолёта противника (из них 6 — на Халхин-Голе) и 14 в группе. В 1945 г. награждён американским Крестом летных заслуг, также награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ) и медалями.

Дважды ГСС генерал-майор авиации Ворожейкин Арсений Васильевич (1912—2001). Один из наиболее результативных асов советской истребительной авиации, около 400 боевых вылетов, лично сбито 52 самолёта противника (из них 6 — на Халхин-Голе) и 14 в группе. В 1945 г. награждён американским Крестом летных заслуг, также награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ) и медалями.

Первым эту награду США получил 11 июня 1927 года – Чарльз А. Линдберг (Charles Augustus Lindbergh Jr., 1902-1974), ставший первым лётчиком совершившим одиночный перелёт через Атлантический океан. Медаль вручал президент США Джон Калвин Кулидж-младший (John Calvin Coolidge Jr., 1872 – 1933) на особой церемонии у подножия монумента Вашингтона (Washington Monument). Но первое отличие, за которое был выдан Крест Лётных заслуг было совершено значительно раньше. Согласно с Актом Конгресса № 313, утвержденным 18 декабря 1928 г. его получили братья Вилбер и Орвилл Райт  (Wilbur Wright (1867—1912), Orville Wright (1871—1948)) за первый пилотируемый полет в г. Китти Хоук, Северная Каролина 17 декабря 1903 года.

С 1 марта 1927 года Крест летных заслуг был отнесён к категории военных наград. С этого момента им награждают исключительно за героизм и храбрость в воздушном бою.

Повторные награждения в Армии и Военно-воздушных силах обозначаются стикерами в виде пучков дубовых листьев, крепящимися к ленте; в Военно-морском флоте, Корпусе морской пехоты и Береговой охране – золотыми либо серебряными звездочками диаметром 5/16 дюйма. Бронзовая литера «V» (являющая собой первую букву слова «valor» – доблесть) носится на ленте креста военнослужащими Военно-воздушных сил, награжденными за храбрость; ношение данного значка было разрешено Министром Военно-воздушных сил 30 июня 2004 г. и имеет обратное действие до 18 сентября 1947 г. Лицам, ранее награжденным за героизм, когда это указано в списках, удостоверениях или же приказах, разрешено носить данную эмблему; практически никакой проверки их прав на это не требуется. В Военно-морском флоте, Корпусе морской пехоты и Береговой охране бронзовая литера «V» носится на ленте креста военнослужащими, получившими на это право после 4 апреля 1974 г.

При наличии иных наград США, носится после ордена Легион Почета (Легиона Чести), перед Солдатской медалью, медалью Военно-морского флота и Корпуса морской пехоты, медалью авиатора или же Медалью Береговой охраны.

Наградная коробка и значок на лацкан Креста летных заслуг

Комментарии запрещены.