Шеврон старого бойца СС – Ehrenwinkel der Alten Kämpfer

Шеврон старого бойца ССШеврон (угол) старого борца (Эренвинкель фюр Альте Кемпфер) был введённый в феврале 1934 года для ношения на правом рукаве. Особый знак отличия, выделявшим старейших военнослужащих СС-ФТ (а позже – Ваффен СС) из среды их сослуживцев. Данную эмблему в форме латинской буквы «V» (очень подсказывавшую «ударный» шеврон русских белых «частей смерти» времён Гражданской войны 1917-1922 годов) имели право носить на правом рукаве кителя либо шинели выше локтевого сгиба исключительно те чины «Шуцштаффеля», которые вступили в ряды НСДАП в «период борьбы», другими словами еще до того, как рейхспрезидент и генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф назначил Адольфа Гитлера германским рейхсканцлером 30 января 1933 года. Право на ношение шеврона «старого бойца» считалось высокой честью, так как являлось зримым свидетельством верности Национал-Социалистической Германской Рабочей партии еще во времена борьбы и до прихода к власти, когда членство в НСДАП не приносило практически никаких материальных выгод, а наоборот, было связано с большим риском для любого члена национал-социалистической партии.

Для ношения на правом рукаве коричневой (в действительности – светло-табачного цвета) партийной рубашки применялся черный шеврон в форме буквы «V», прошитый двумя серебряным (алюминиевыми) нитями.

Ärmelstreifen und -abzeichen der SS

I – шеарон для ветеранов Ваффен СС
II – шеврон с изображением серебряной звезды для ветеранов германской полиции и вооруженных сил.

Версия шеврона «старого бойца», использовавшаяся в частях «Шуцштаффеля» для ношения на черном (позже – на землисто-сером, а впоследствии – на серо-зеленом, цвета «фельдграу», мундире «зеленых СС»), представляла собой «угол» из трёх серебряных галунных полосок в форме буквы «V». существовали кроме того варианты шеврона, представлявшие собой описанный выше угол, нашитый на чёрный, землисто-серый или же серо-зеленый (в зависимости от расцветки эсэсовской униформы) суконный треугольник углом вниз. Другая версия, с изображением серебряной звезды о восьми лучах, расположенным на чёрном (а впоследствии – землисто-сером либо серо-зеленом, в зависимости от расцветки униформы) поле внутри шеврона, введенная в 1935 году, была предназначена для ношения на рукаве ветеранами германской полиции и германских вооруженных сил.

Чины СС, состоявшие до этого в организации ветеранов Первой мировой войны «Стальной Шлем» («Штальгельм»), имели право носить на правом рукаве униформы СС ниже локтевого сгиба особый «штальгельмовский угол» («Штальгельмвинкель»), представлявший собой черный шеврон, прошитый по центру одной неширокой серебряной (алюминиевой) полоской.

Heinrich Himmler

Генрих Гиммлер (Heinrich Luitpold Himmler, 1900-1945 года) с шевроном старого бойца СС на рукаве.

Позже право на ношение шеврона «старого бойца» получили также австрийские эсэсовцы, вступившие в «Шуцштаффель» еще до аншлюса 1938 года, во время, когда клерикальный «австрофашистский» режим Дольфуса-Шушнига подвергал приверженцев присоединения Австрии к Третьему рейху всяческим притеснениям, преследованиям и даже заключению в лагеря для интернированных, так-называемые «ангальтелагеры» (где «задержанные» властями австрофашистского «христианско-социального сословного государства» национал-социалисты отбывали заключение совместно с австрийскими социал-демократами и коммунистами – о чем не мешало бы знать всем, кто судит о жизни в Австрии до «аншлюса» по голливудским мелодрамам типа «Звуки музыки»).

К слову, о музыке. Даже у музыкантов частей СС была своя собственная эмблема. Аналогично частям иных видов германских вооруженных сил, некоторые части СС-ФТ (а затем и Ваффен СС) включали в совй состав собственные военные оркестры. Входившие в них военные музыканты носили на плечах так-называемые «ласточкины гнёзда» («Швальбеннестер»). Данные знаки (известные также под названием «музыкантских крылышек»), представляли собой матерчатые накладки полуокруглой формы, прикрепленные на верхней части плечевого рукавного шва мундира. Эсэсовская версия «ласточкиных гнезд» состояла из перемежающихся серебряно-чёрных вертикальных полосок. Тамбурмажоров отличало от всех других музыкантов наличие серебряных кисточек, свисавших с нижней части «ласточкиных гнёзд».

Комментарии запрещены.