Знаки Люфтваффе 3 рейха

Знак «Пилот» — Flugzeugführerabzeichen

Учрежден 14 марта 1935 года распоряжением рейхсминистра Люфтваффе Германа Геринга (Hermann Wilhelm Göring, 1893 — 1946).

Знак вручался военнослужащим 3 рейха после успешного окончания обучения и присвоение квалификации военного пилота, а так же тем, кто на момент выхода распоряжения о введении знака пилота уже проходил службу в качестве летчика военной авиации. После аншлюса (присоединения) Австрии в 1938, летчики австрийской военной авиации  (österreichischen Luftwaffe) так же стали получать данный нагрудный знак.

Выполнен в виде венка из листьев лавра (слева) и дуба (справа), скрепленные у основания тремя лентами. На венок наложен атакующий орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях свастику. Венок имеет серебристое финишное покрытие, орел со свастикой покрыты чернением. Знак состоит из нескольких деталей (орел со свастикой и венок), сборка которых осуществлялась при помощи заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 53 x 43 мм., размах крыльев орла ≈ 65 мм.

Знак пилота Третьего рейха изготавливался из различных металлов: нейзильбера, томпака, алюминия, цинка и других цветных металлов.

Носился на левом нагрудном кармане кителя, ниже Железного Креста 1-го класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse – E. K. I ) или аналогичной ему награды Третьего рейха.

Почетный знак «Летчик» — Flieger-Erinnerungsabzeichen

Учрежден 26 марта 1936 года распоряжением главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга (Hermann Wilhelm Göring).

Награждались ветераны Люфтваффе, участники Первой мировой войны или прослуживших в люфтваффе не менее 15 лет, либо в исключительных случаях (например в результате несчастного случая). За погибших летчиков знак получали ближайшие родственники.

Знак цельнометаллический с плоским реверсом и вертикальной заколкой игольчатого типа. Имеет вид посеребренного венка из дубовых листьев, в центре расположен сидящий на камнях орел повернутый влево. В нижней части, у основания венка расположена свастика. Размер знака в среднем ≈ 55 х 42 мм. До 1942 года существовал тканный вариант знака.

Почетный знак пилота 3 рейха изначально изготавливался из нейзильбера и цинка, в последствии из различных цветных металлов с использованием технологий литья под давлением или штамповки с последующим нанесением серебристого финишного покрытия.

Знак носили на левом нагрудном кармане кителя, ниже Железного Креста 1-го класса или аналогичной ему награды. На гражданской одежде носилась уменьшенная копия знака.

Знак «Наблюдатель» — Beobachterabzeichen

Учрежден 19 января 1935 года распоряжением главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга.

Вручался военнослужащим Люфтваффе после успешного окончания обучения и присвоение квалификации наблюдателя или помощники наблюдателя; так же тем военнослужащим, кто на момент выхода распоряжения о введении знака наблюдателя уже проходил службу в качестве наблюдатели или помощники наблюдателя, а так же военнослужащим награжденным во время 1-й мировой войны знаками наблюдателя, летчика или пилота дирижабля (Beobachter-, Flugzeugführer-, Luftschifferabzeichen) и на момент выхода распоряжения о введении данного знака занимали должность наблюдателя. С 2 мая 1944 года данный знак мог получить военнослужащий Люфтваффе, имевший 2-х месячный стаж службы в качестве штурмана, наблюдателя или наводчика; кроме того, он мог быть вручен после 5 боевых вылетов либо при ранении в ходе несения службы.

Выполнен в виде венка из листьев лавра (слева) и дуба (справа), скрепленные у основания тремя лентами. На венок наложен парящий орел с распростертыми крыльями, держащий в когтях свастику. Венок покрыт серебрением, орел со свастикой покрыты чернением. Знак составной из нескольких деталей (орел со свастикой и венок), крепящихся между собой при помощи заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 53 x 54 мм.

Знак наблюдателя Люфтваффе изначально изготавливался из бронзы, позднее из цинка.

Первые награждения состоялись в марте 1935 года.

Носился на левом нагрудном кармане кителя, ниже Железного Креста 1-го класса или аналогичной ему награды. На гражданской одежде носилась уменьшенная копия знака.

Знак «Пилот-Наблюдатель» — Gemeinsames Flugzeugführer- und Beobachterabzeichen

Учрежден 19 января 1935 года распоряжением главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга.

Вручался военнослужащим, которые имели право на получение как нагрудного знака «Пилот» (Flugzeugführerabzeichen), так и нагрудного знака «Наблюдатель» (Beobachterabzeichen). Согласно предписанию от 31 июля 1944 года, общий знак летчика и наблюдателя вручался не раньше чем через год после представления к знакам «Пилот» или «Наблюдатель». Распоряжением главнокомандующего Люфтваффе, общий знак пилота и наблюдателя мог быть вручен иностранцам.

Дизайн и конструкция знака аналогичны знаку «Пилот» . Выполнен в виде венка из листьев лавра (слева) и дуба (справа), скрепленные у основания тремя лентами. На венок наложен атакующий орел с распростертыми крыльями, несущий в когтях свастику. Венок покрыт золочением, на орла со свастикой нанесено серебрение. Знак составной из нескольких деталей (орел со свастикой и венок), крепление которых осуществлялось при помощи двух заклепок. Размер знака в среднем ≈ 53 x 43 мм., размах крыльев орла ≈ 65 мм. Также существовал вышитый вариант этого знака для ношения на комбинезоне.

Изначально знаки изготавливались из томпака и бронзы, позднее знаки стали изготавливаться из цинка и алюминия с нанесением краски соответствующего цвета.

16 марта 1935 года были введен знак «Пилот-Наблюдатель» в золоте с бриллиантами (Gemeinsames Flugzeugführer- und Beobachterabzeichen in Gold mit Brillanten).

О учреждении общего знака летчика и наблюдателя в золоте с бриллиантами официально не объявлялось. Золотой знак с бриллиантами стал своего рода личной наградой Г. Геринга, которой он мог награждать по собственному усмотрению. Вручался «В ознаменование выдающихся заслуг и успехи перед люфтваффе, за выдающуюся храбрость, успехи в командовании и за успешные дипломатические соглашения с иностранными государствами».

Золотой знак с бриллиантами вручался в двух экземплярах лично Германом Герингом. Первый экземпляр знака с бриллиантами был ручной работы. Венок изготавливался из 14-каратного золота, орел из платины. Правое крыло орла содержит 36 бриллиантов, левое крыло – 31, тело орла – 19, свастика – 18. Вес ≈ 43 гр. Второй экземпляр знака был для повседневного ношения и изготавливался из позолоченного серебра с искусственными бриллиантами (стразами).

Первое награждение произведено 11 ноября 1935 года – начальник генерального штаба Люфтваффе Вальтер Wever (Walther Wever, 1887 – 1936) и генеральный инспектор люфтваффе Эрхард Мильх (Erhard Milch, 1892 – 1972). Последнее вручение знака состоялось 17 апреля 1945 года – командующий западного округа люфтваффе Мартин Харлингхаузен (Martin Harlinghausen, 1902 – 1986).

Известно о ≈ 60-ти изготовленных знаках «Пилот-Наблюдатель» в золоте с бриллиантами венским ювелиром Рудольфом Штюбингером (Rudolf Stübinger).

Точное количество награжденных знаком с бриллиантами неизвестно, документально подтверждено 34 церемонии награждения, в том числе 2 женщины (Ханна Райч (Hanna Reitsch, 1912 – 24 августа 1979) и Мелитта фон Штауффенберг (Melitta Klara Schenk Gräfin von Stauffenberg, Schiller, 1903 – 945)).

Знак «Парашютист» — Fallschirmschützenabzeichen der Luftwaffe

Согласно распоряжению главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга, 5 ноября 1936 года был учрежден знак для парашютистов Третьего рейха.

Знак «Парашютист Люфтваффе» пришел на смену знаку «Парашютист сухопутных войск» (Fallschirmschützenabzeichen des Heeres), в связи с передачей определенных подразделений в ведение люфтваффе. В октябре 1935 года в составе полка «Генерал Геринг» (Regiment «General Göring») был сформирован парашютный батальон − первое парашютно-десантное подразделение Германии, в последствии ставшее частью люфтваффе.

Вручался военнослужащим воздушно-десантных войск 3 Рейха после успешного окончания парашютной подготовки. Преподаватели и инструкторы парашютных школ получали знак автоматически. Обладатель знака ежегодно должен был подтверждать квалификацию. С 1944 года знак мог быть вручен административному, медицинскому, инженерному и т.д. персоналу, по совершении ими одного прыжка с парашютом в боевых условиях.

Выполнен в виде венка из листьев лавра (слева) и дуба (справа), скрепленные у основания тремя кругами. На венок наложено изображение пикирующего орла, держащего в когтях свастику. Венок имеет серебристое финишное покрытие, орел со свастикой покрыты золочением. Знак состоит из нескольких деталей (орел со свастикой и венок), скрепленных между собой с помощью заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 53 х 42 мм.

15 декабря 1936 года состоялись первые церемонии вручения нагрудного знака парашютиста Третьего рейха.

Всего вручено около 32 600 знаков.

Знак «Стрелка и бортрадиста» — Fliegerschützenabzeichen mit Blitzbündel

Учрежден 19 января 1935 года.

Вручался военнослужащим 3 Рейха, получившим соответствующую квалификацию и проходившим службу в летных экипажах в качестве бортовых стрелков, бортовых радистов и бортовых инженеров не менее одного года. После начала Второй мировой войны изменились критерии награждения, для получения знака теперь было достаточно двух месяцев службы или участие в пяти боевых вылетах закончившихся уничтожением вражеского самолета либо получение ранения в воздушном бою. 12 декабря 1941 года для бортстрелков и бортмехаников был учрежден отдельный знак без молний в орлиных лапах (знак «Стрелка и бортмеханика» — Fliegerschützenabzeichen ohne Blitzbündel), радисты продолжали получать знак образца 1935 года.

Выполнен в виде венка из листьев дуба (справа) и лавра (слева). Внизу у основания венка расположена свастика. На венок наложено изображение пикирующего орла, сжимающего в когтях перекрещенные молнии. Орел,в зависимости от производителя, покрывался либо чернением, либо серебрением; венок покрыт серебрением. Знак составной, орел и венок скреплены между собой с помощью заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 53 х 42 мм. До 1942 года существовал тканный вариант награды.

Знак стрелка и бортрадиста Люфтваффе изначально изготавливался из томпака и нейзильбера, позднее из алюминия и цинка.

Носился на левом нагрудном кармане под железным крестом 1-ого класса.

Знаком с молниями было награждено около 6 700 чел.

Знак «Cтрелка и бортмеханика» — Fliegerschützenabzeichen ohne Blitzbündel

Учрежден 12 декабря 1941 года.

Вручался военнослужащим 3 Рейха, прошедшим соответствующее обучение и не менее двух месяцев проходившим службу в летных экипажах в качестве бортовых стрелков и бортовых инженеров. Также знак мог быть вручен за участие в пяти вылетах, закончившихся уничтожением вражеского самолета или за ранение полученное в воздушном бою.

Изготовлен в виде посеребренного венка из дубовых (справа) и лавровых (слева) листьев с наложенным на него изображением черного пикирующего орла. Внизу у основания венка расположена свастика. Знак составной, орел и венок скреплены между собой с помощью заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 53 х 42 мм.

Знак «стрелка и бортмеханика» без молний штамповался из цинка и различных дешевых сплавов.

Носился на левом нагрудном кармане мундира, ниже Железного Креста 1-го класса или аналогичной ему награды.

Знак «Стрелка и бортмеханика» (для не прошедших обучение) — Fliegerschützenabzeichen ohne Blitzbündel mit schwarzem Kranz

Учрежден 25 апреля 1944 года.

Выдавался членам экипажа из числа военнослужащих и вольнонаемных, не имеющих квалификационных сертификатов (не прошедших специализированного обучения) проходившим службу в качестве бортовых стрелков. Причиной послужила нехватка квалифицированных кадров к концу Второй мировой войны. Вручался за выполнение не менее 10 боевых задач или за ранение при их выполнении.

Этот знак схож по дизайну и конструкции с обычным знаком «стрелка и бортмеханика» без молний и отличается от него только цветом (черненый венок и серебристый орел).

Знак изготавливался из цинка.

Знак «Пилот Планера» — Segelflugzeugführerabzeichen

Учрежден 16 декабря 1940 года.

Вручался пилотам десантных и транспортных планеров прошедшим специальное обучение.

Выполнен в виде венка из дубовых листьев,  у основания которого расположена свастика. На венок наложено изображение парящего орла с поджатыми лапами. Орел покрывался чернением, венок – серебрением. Знак составной, орел и венок скреплены между собой при помощи двух заклепок. Крепление – вертикальная заколка игольчатого типа. Размер знака в среднем ≈ 55 х 42 мм. До 8 мая 1942 года существовал также тканный вариант данного знака.

Знак пилота планера изготавливался из цинка.

Дизайн этой награды Третьего рейха разработал берлинский художник-график Вильгельм Эрнст Пикхаус (Wilhelm Ernst Peekhaus).

Первыми знак получили планеристы 7-й авиационной дивизии (7. Fliegerdivision), отличившиеся в мае 1940 года при взятии форта Эбен-Эмаэль (Fort Eben-Emael) – главного фортификационного укрепления Бельгии.

Было произведено около 440 награждений.

Знак «Зенитчик Люфтваффе» — Flak-Kampfabzeichen der Luftwaffe

Учрежден 10 января 1941 года распоряжением главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга.

Знак противовоздушной обороны ВВС 3 Рейх предназначался для признания боевых заслуг личного состава зенитной артиллерии, радарных и прожекторных служб Люфтваффе, успехи как в защите от воздушных налетов, так и за достижения в наземных боевых действиях. 31-го марта 1942 года был введен знак «За наземный бой для Люфтваффе» (Erdkampfabzeichen der Luftwaffe), после чего знак подразделений ПВО Люфтваффе стал вручаться исключительно за заслуги в борьбе с воздушными целями. 7 января 1942 года вышел специальный указ запрещающий вручение данной награды медицинскому персоналу.

Первоначальные критерии награждения:
– Для зенитных батарей: уничтожить или вынудить приземлиться минимум 5 самолетов противника.
– Для  радарных и прожекторных подразделений: Если, по крайней мере в 20 случаях, благодаря успешной деятельности были созданы предпосылки для успешной борьбы с вражескими самолетами и при этом, по крайней мере, в 5 случаях было достигнуто уничтожение противника.
– Участии в 3 боевых действиях в 3 различных боевых дня против целей на земле или на море, проведенных в трудных боевых условиях, например, уничтожение танков, бункеров, кораблей и особые успехи по борьбе с другими земными или морскими целями. Участие в тяжелых боях с целями на земле или на море приравнивалось к одному уничтоженному самолету.
– Личный состав тяжелых батарей мог получить знак за участие в 2 боевых действиях в 2 различных боевых дня против целей на земле или на море, проведенных в тяжелых условиях.
– За выдающиеся заслуги. Награждение не зависело от выше перечисленных критериев и производилось по решению командования.

С 4 сентября 1942 года критерии получения награды были изменены. Результаты противовоздушной обороны фиксировались и учитывались при помощи системы баллов. Для получения знака «Зенитчик Люфтваффе» нужно было набрать минимум 16 баллов. Баллы начислялись следующим образом:
– первое обнаружение вражеского самолета (для прожекторных и радарных команд) – 1 балл;
– уничтожение вражеского самолета или принуждение его к вынужденной посадке с участием других батарей или взводов – 2 балла;
– уничтожение вражеского самолета или принуждение его к вынужденной посадке силами одной батареи или взвода – 4 балла.

Командирам взводов и батарей знак «Зенитчик» вручался в том случае, если им было награждено не менее половины подчиненного им личного состава. Вышестоящим командирам знак «Зенитчик» вручался в случае, если им было награждено не менее 3/4 нижестоящих командиров подчиненных им подразделений.

Эта награда 3 рейха выполнен в виде изображения 88 мм зенитного орудия, ствол которого расположен под углом ≈ 45° к верхнему правому краю. Орудие расположено в центре овального венка из дубовых листьев. Вверху знака находится эмблема люфтваффе (летящий орел сжимающий в когтях свастику). Размер знака в среднем – 56 х 45 мм. Знак имел также вариант в форме вышивки, изготовление которых  было запрещено приказом от 8 мая 1942 года.

Эскиз знака частей ПВО Люфтваффе разработал берлинский художник-график Вильгельм Эрнст Пикхаус (Wilhelm Ernst Peekaus).

Знак носили на левом нагрудном кармане кителя, ниже Железного Креста 1-го класса или аналогичной ему награды. Существовал уменьшенный вариант знака (16 мм) на игле, носимого на левом лацкане гражданской одежды.

Знак «За наземный бой для Люфтваффе» — Erdkampfabzeichen der Luftwaffe

Учрежден 31 марта 1942 года.

Награждались военнослужащие ВВС 3 Рейха за участие в успешных наземных боевых операциях. Для награждения требовалось участие в 3 атаках в 3 различных боевых дня находясь на передовой линии либо ранение во время проведения операции или представление к любой боевой награде за участие в операции. Если военнослужащий до этого уже был награжден штурмовым знаком, знаком за общую или танковую атаку, то новый знак выдавался взамен предыдущего. С 28 января 1943 года знак мог быть вручен медицинскому персоналу после выполнения условий. Присуждение знака посмертно стало возможным с 22 февраля 1943 года. С 30 июля 1943 года знак мог быть вручен служащим вспомогательных частей Люфтваффе.

Изготовлен в виде посеребренного венка овальной формы из дубовых листьев. В центре знака  расположена молния бьющая в землю из облаков, данная композиция покрыта чернением. Вверху знака, на фоне облаков находится посеребренный имперский орел со свастикой в лапах. Крепление – вертикальная булавка. Размер знака в среднем ≈ 56 х 44 мм. До 8 мая 1942 года существовал вариант знака из ткани.

Знак за участие в боях на земле для Люфтваффе изготавливался из цинка.

Дизайн знака разработан профессором Зигмундом фон Уич (Sigmund von Weech, 1888 — 1982).

10 ноября 1944 года были введены еще четыре степени награды за 25, 50, 75 и 100 дней боев (Erdkampfabzeichen der Luftwaffe 25, 50, 75, 100).

Документального подтверждения начала производства штурмового знака для Люфтваффе с табличкой количества боевых дней нет.

Знак носили на левом нагрудном кармане кителя, ниже Железного Креста 1-го класса или аналогичной ему награды. Для ношения на гражданской одежде существовал уменьшенный вариант знака (16 мм) на игле, носимого на левом лацкане.

Награждено около 13 450 человек.

Знак «Танковый штурмовой для Люфтваффе» («За танковую атаку для Люфтваффе») — Panzerkampfabzeichen der Luftwaffe

Знак за танковый бой для Люфтваффе учрежден 3 ноября 1944 года указом рейхсмаршала ВВС 3 Рейха Германа Геринга.

Награждались солдаты и офицеры бронетанковых частей Люфтваффе, а также военнослужащие моторизованных пехотных подразделений (Panzergrenadiereinheiten der Luftwaffe) входивших в состав бронетанковых частей Люфтваффе (экипажи бронированных машин, мотоциклов и т.д.) отличившиеся в боях с противником. До появления данного знака квалифицированный состав получал сухопутный знак  «Танковый штурмовой» (Panzerkampfwagenabzeichen (Panzerkampfabzeichen)).

Критерии награждения:
в серебре (in Silber):
– за участие в 3 атаках в 3 различных боевых дня, находясь на передовой линии в составе экипажа танка;
черный знак (in Schwarz):
– за участие в 3 атаках в 3 различных боевых дня, находясь на передовой линии в составе моторизованного подразделения.

Выполнен в виде изображения танка в обрамлении венка из дубовых листьев. Вверху знака расположена эмблема люфтваффе (летящий орел сжимающий в когтях свастику). У знака для экипажей танка венок покрыт серебрением, изображение танка покрыто чернением. У знака предназначенного мотострелкам венок покрыт чернением, а стилизованный танк покрыт серебрением. Размер знака ≈ 55 х 46 мм.

10 ноября 1944 года были введены еще четыре степени награды вручавшиеся за 25, 50, 75 и 100 дней боев (Panzerkampfabzeichen der Luftwaffe mit Einsatzzahl 25, 50, 75, 100).

Несмотря на официальное учреждение, данных о начале массового производства знака «За танковый бой для Люфтваффе» нет.

Знак «За морской бой для Люфтваффе» — Seekampfabzeichen der Luftwaffe

Учрежден 27 ноября 1944 года указом рейхсминистра авиации Германа Геринга и является последним знаком введенным для ВВС вермахта.

Предназначался для награждения членов команд морских судов в составе Люфтваффе. Награду мог получить личный состав экипажей судов управления воздушным движением, снабжения, транспортных, спасательных и других вспомогательных кораблей, в качестве признания факта выполнения ими задач в условиях постоянной угрозы со стороны вражеских воздушных и военно-морских сил, а также в заминированных водах и других факторах повышенного риска.

Критерии награждения:
для экипажей транспортных и других вспомогательных кораблей Люфтваффе:
– 60 дней в море* в водах Северного и Балтийского морей, от 5 до 20 градусов восточной долготы и к югу от 60 градусов северной широты;
– 20 дней в море* в водах за пределами вышеупомянутых территорий, в водах Средиземноморья включая Эгейское и Черное моря.
* 1 день в море приравнивался к минимум 10 часам нахождения на воде. Дни с менее чем 10-ю часами можно объединить, при этом 1 день в море приравнивался к минимум 14 часам нахождения на воде.
для экипажей аварийно-спасательных судов и кораблей службы безопасности полетов Люфтваффе:
– 20 дней в море** с участием в поисково-спасательных работах;
– 10 успешно выполненных миссий по спасению.
** 1 день в море приравнивался к минимум 3 часам нахождения на воде. Дни участия в поисково-спасательных операциях с менее чем 3 часами можно объединять. Успешно завершенное спасение приравнивалось к 2 дням в море.
без соблюдения вышеуказанных условий, в исключительных случаях:
– за проявленные храбрость и стойкость при отражении вражеских атак, при выполнении сложных аварийно-спасательных действий и т.д;
– за спасение собственного судна получившего серьезные повреждения от действий противника;
– за особую инициативность при проведении спасательных работ;
– не менее 20 эпизодов минимум по 3 часа нахождения в особо опасных морских районах.

Нагрудный знак представляет собой позолоченный венок из дубовых листьев в центре которого расположено морское судно с такелажем и дымящей трубой, наклоненное ≈ на 30 градусов вправо. Вверху знака расположена посеребренная  эмблема люфтваффе (летящий орел сжимающий в когтях свастику). Крепление – вертикальная булавка. Размер знака ≈ 64 х 44 мм.

Данных о начале массового производства знака «За морской бой для Люфтваффе» нет.

 

Комментарии запрещены.